Как некогда, в древние времена, первые христиане выкупали мученические акты у римских властей для назидания и почитания святых мучеников, так и мы, в настоящее время, имеем возможность видеть такие же мученические акты в архивах нашего Отечества. Порой нет никаких больше сведений о пострадавших за Христа, кроме скудных упоминаний в разных “Делах” по поводу “контрреволюционной деятельности” тех или иных исповедников и новомученников Российских. И порой весьма сложно увидеть сквозь шелуху революционной фразеологии, сквозь стиль и штампы следственных документов высоту христианского духа в смирении исповедующего своего Спасителя. Так обстоит дело и с предлагаемым ниже описанием подвига тамбовских исповедников — православных пастырей и мирян, пострадавших только за то, что они искренно желали спасения своим душам и проповедывали Евангелие словом и делом.
В 1926 году в селе 1-е Пересыпкино ярким светильником возсияла духовная жизнь местного прихода. Случилось это во многом благодаря необычайной личности местного священника о. Петра (Осокина), который, являясь “реакционно-убежденным тихоновцем”, был в то же время смиренным молитвенником и добрым пастырем. Со всей округи к нему направлялись паломники для исповеди и причастия. Многие по молитвам батюшки получали исцеления от различных недугов. Так, широкую огласку приобрел случай, произошедший с жителем села Казьмодемьяновки Купаревым Иваном Петровичем, который “будучи одержим тяжелой болезнью, причащался священником Осокиным и … после такого “знаменательного” причащения Купарев видел привидение бога, с ним имел разговор и от него узнал, что скоро будет “конец света”, — сообщалось в следственном деле. Предоставим и далее слово следственным документам: “С той поры в селе Казьмодемьяновке, Пересыпкинского района образовались религиозные группы “старчества” под руководством Сайганова Егора Федоровича, Коблова Семена Артемовича, Трофимова Александра Ульяновича и Купарева Трофима Тимофеевича, которые свою деятельность продолжали до момента возбуждения о них уголовного преследования, т.е. до октября месяца 1929 года, несмотря на высылку из пределов Пересыпкинского р-на самого руководителя священника Осокина.
Произведенным по сему делу расследованием установлено, что религиозные группы “старчества” в селе Казьмодемьяновка, Пересыпкинского района, Тамбовского округа, через своих руководителей Сайганова, Коблова, Трофимова и Купарева, производили агитацию против кооперирования, колхозного строительства и мероприятий советской власти. Помимо этого руководители групп в своей повседневной религиозно-фанатической работе производили следующее:
1) Сайганов Егор Федорович для более наглядного внедрения суеверия в массы, вырыл себе землянку, где по ночам устраивал моления со своими приближенными и трапезы, имея связь со священником Осокиным и Скороходовым и монахом Свиридовым, теперь высланные из Пересыпкинского р-на. Сайганов носил на себе “кирих”, “вериги” в виде железного обруча с крестами. За последнее время Сайганов в своем с/х не работал, а исключительно занимался молением в своей землянке — келее, роздал, принадлежащее ему имущество под видом тайного подношения бедным, часто отлучался из своего села неизвестно куда.
2) Коблов Семен Артемович, Трофимов Александр Ульянович и Купарев Трофим Тимофеевич, находясь в тесной связи с Сайгановым Егором Федоровичем, распространяли среди масс суеверие и агитацию против кооперирования населения, колхозного строительства и др. мероприятий, проводимых на селе. Трофимов Александр Ульянович приспособил под моленную свою старую кузницу, установил ее иконами и там ночами производит моления со своими приверженцами, а Купарев Трофим Тимофеевич в сентябре месяце 1929 года в церкви, после окончания обедни, публично сделал раскаяние во всех своих грехах перед народом, предвещая этим “конец света” и с большой энергией внедрял в массы суеверие.
3) Все вышеуказанные руководители групп отказались получать котрактационные книжки, публично заявляя, что этими самыми книжками всех втягивают в колхозы, в которые они ни за что не пойдут.
Допрошенные в качестве обвиняемых Сайганов Егор Федорович, Коблов Семен Артемович, Трофимов Александр Ульянович и Купарев Трофим Тимофеевич не признали себя виновными в агитации против мероприятий советской власти и показали, что они никогда активно не агитировали за ослабление проводимых кампаний сов. властью, что в своих моленных домах они устраивали моление только из членов своих семей без участия посторонних, а в отношении вступления с раскаянием перед народом в церкви Купарев объясняет, что он это сделал потому, что ему запала мысль раскаяться в своих грехах всенародно и тем самым унизить себя перед людьми.
На основании вышеизложенного граждане:
1) Сайганов Егор Федорович, 1896 года рождения, крестьянин села Казьма-Демьяновки, Пересыпкинского р-на, Тамб. округа ЦЧО, гражданства РСФСР, женат, на иждивении его 7 человек, зажиточный, имущества имеет: пятистенный дом, двор, ригу, амбар, сарай, лошадь, жеребенка, двух коров, 12 овец, беспартийный, малограмотный.
2) Коблов Семен Артемович, 1900 г. рождения, крестьянин с. Козьма-Демьяновки, Пересыпкинского р-на, Тамб. окр. ЦЧО, гражданства РСФСР, женат, беспартийный, малограмотный, на иждивении его находится пять человек, зажиточный, имеет имущества: пятистенный дом, двор, амбар, ригу, сарай, одну лошадь, одного жеребенка, одну корову, одну телку, 10 шт. овец.
3) Трофимов Александр Ульянович, 1875 года рождения, крестьянин с. Козьма-Демьяновки, Пересыпкинского р-на, Тамб. окр., гражданства РСФСР, беспартийный, малограмотный, женат, в семействе его 8 человек, середняк, имеет имущества: пятистенный дом, двор, ригу, землянку, лошадь, корову, телка, двух овец, со слов не судим.
4) Купарев Трофим Тимофеевич, 1889 г. р., крестянин с. Козьма-Демьяновки, Пересыпкинского р-на, Тамб. окр. ЦЧО. беспартийный, грамотный, женат, на иждивении своем имеет пять человек, середняк, имеет имущества: дом крытый железом, двор, амбар крытый железом, ригу, одну корову, 5 овец, три ягненка, одного телка. За невыполнение хлебозагатовок был судим оштрафован 1450 руб.
Обвиняются в том, что они с 1926 года и по октябрь месяц 1929 г. занимались агитацией среди населения в целях ослабления мероприятий сов. власти, проводя это через организованные ими религиозные группы, в которых распространяли суеверие в разных видах и изображениях, т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 58 п. 10 Уголовного Кодекса РСФСР, а потому — Постановили:
Настоящее дело направить ПП ОГПУ по ЦЧО для внесудебного разбора, перечислив с сего числа арестованных, содержащихся под стражй в Тамб. ИТД.
Сост. 3 февраля 1930 г. г. Тамбов
П/Уполн. 1-й группы Иванников.
Согл. Ст. Уполн. 1 группы Зеленский.
Утвержд. Нач. Тамбокротд. ОГПУ и ОО 10-й К/Д Виксон.”
Вскоре Сайганов Егор Федорович, Коблов Семен Артемович, Трофимов Александр Ульянович и Купарев Трофим Тимофеевич были осуждены “Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ от 23/IV-30 г. к высылке в Северный край, сроком на Три года, считая срок с 14/X-29 г.” Причем далее следовала “просьба”: “с первым отходящим этапом направить в распоряжение ПП ОГПУ Север. края г. Архангельск”.